"Самым замечательным камнем древности, начиная с 3 - го тысячелетия
до н.э., был янтарь, который сверкающим самоцветом проходит через века и народы вплоть
до наших дней", - писал крупнейший российский минеролог академик
А. Е. Ферсман.
Янтарь - минерал класса органических соединений, ископаемая смола хвойных
деревьев. Термином "Янтарь" обозначают различные виды ископаемых смол,
имеющие общие технологические свойства: айкаит, амбрит, амброзин, бирмит, копалит
и др. Наиболее распространен и популярен балтийский янтарь - так называемый
сукцинит (от латинского названия сосны, произраставшей в далеком прошлом на побережье
Балтики).
Снаружи янтарь обычно покрыт плотной непрозрачной серой или бурой коркой
продуктов окисления. При нагревании он плавится. Обладает хорошими диэлектрическими
свойствами, не растворяется в воде и легко поддается механической обработке (за исключением
непрозрачных видов). Янтарь и его производные (янтарное масло, янтарная кислота и ее
соли) используют в фармакологии, парфюмерии, электротехнике, лакокрасочной промышленности,
но прежде всего, конечно, в ювелирном деле.
Янтарь насчитывает около 350 оттенков. Янтарь может быть бесцветным, молочно-белым,
синим, зеленоватым, словно морская волна, закатно-красным, голубоватым, как небо в легкой
дымке облаков и черным, но преобладает золотисто-желтый, который часто называют янтарным, -
цвет меда, соков и плодов. Этот минерал ценится не только за многообразие его цветовой палитры,
но и за прозрачность, чистоту, светопроницаемость. В зависимости от степени замутненности
различают: кляр (прозрачный), дымчатый (полупрозрачный), облачный, бастард (просвечивает в
тонких сколах), костяной (белый), красный (непрозрачный), слоистый (белый, в отличие от
костяного не полируется), пенистый (его цвет и строение напоминают застывшую пену),
загрязненный (серый до черного), вскрышной (красный, с толстой коркой окисления, плохо полируется).
В природе янтарь встречается в виде аморфных тел различной формы и размеров: от долей граммов
до нескольких килограммов. Куски янтаря по 0,2 - 3,0 см встречаются часто. В Калининградском
музее янтаря хранится экземпляр массой 4,28 кг. Крупные прибалтийские янтари (12 кг, 9,7 кг
и 7 кг) были найдены в XIX веке. Самый большой в мире бирмит весом 15,25 кг находится в
Музее естественной истории в Лондоне.
В ювелирном деле издавна применяли так называемый "облагороженный янтарь". Для просветления
и окрашивания его кипятили в льняном или сурепном масле, варили в меду, прокаливали в нагретом до
100 °С песке, добавляя органические красители. Уже римляне умели окрашивать янтарь в любой
цвет, в том числе и багряно-красный. Для получения янтаря красного оттенка его проваривали в меду. В
настоящее время применяется термообработка янтаря в автоклавах при определенных температурных режимах.
Наряду с природными кусками янтаря в декоративно-прикладном искусстве применяется прессованный
янтарь (амброид). Он изготавливается из янтарной муки, получаемой путем измельчения и обесцвечивания
природного янтаря и обработанной под давлением атмосфер и при температуре 200 °С в специальных формах.
Существует одно удивительное качество, присущее природному янтарю - инклюзы - наличие в нем
включений флоры (в виде спор, пыльцы, листвы и хвои) и фауны (насекомые, шерсть животных, перья птиц). Животные
и растения, попавшие миллионы лет тому назад в смертельную ловушку, сохранились в своем первозданном облике.
Еще египтяне использовали янтарь как компонент для мумификации трупов. Подсчитано, что среди 16 тысяч собранных
в янтаре органических остатков насчитывается более 200 видов растений и свыше 3 тысяч насекомых
из 170 семейств. Известны случаи находок в янтаре бабочки размером 126 мм и ящерицы - 71 мм,
жившей 20 миллионов лет назад. Естественно, янтарь с инклюзами ценится значительно дороже рядовых образцов.
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|